Консультативный центр
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Руководство
Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Финансово-хозяйственная деятельность
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Вакантные места для приема (перевода)
Организация питания в образовательной организации
Международное сотрудничество
Образовательные стандарты
Наши новости
Профсоюзная страничка
Профсоюзный комитет
План работы на 2022-2023 г.г.
Наши успехи
Фотогалерея
Как нас найти
Полезные ссылки
Страничка старшего воспитателя
Независимая оценка качества образования
Информационная безопасность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям) обучающихся
Детские безопасные сайты
Авторские материалы
Коррупция
Охрана труда

Как помочь ребенку улучшить эмоциональное состояние

   
Часто родители жалуются на то, что ребенок неуравновешен, плаксив, робок, тревожен, неуправляем, агрессивен. Конечно, все эти проявления могут иметь разные причины и требовать отдельных подходов в помощи. Но общим является то, что через негативные эмоции и поведение ребенок сигнализирует взрослым, что ему нехорошо, что с ним что-то не так, есть что-то, с чем он не может справиться, потому что для него это слишком тяжело.

Есть общие моменты, которые полезно знать и учитывать, чтобы предотвратить эмоциональные срывы и улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Из-за чего эмоциональное состояние ребенка становится негативным, и что с этим делать:

1. Ребенок получает мало внимания «напрямую». Дети не могут по-взрослому оценить заботу родителей о себе в виде зарабатывания денег, уборки в доме, приготовления пищи. Они чувствуют любовь к себе, когда им уделяют время и внимание. При этом не нужно быть много времени с ребенком, нужно просто уделить ему время тогда, когда он этого хочет – в игре, рисовании, чтении. Ребенок насытится вниманием и отпустит вас к вашим делам.

«Поэтомувключите в распорядок дня время, когда вы ничем больше не занимаетесь, а выполняете просьбу ребенка, играете с ним так, как он хочет, разговариваете, обнимаете, целуете. Это те формы любви, которые наиболее сильно насыщают ребенка.»

2. Ребенку предъявлены слишком высокие требования(к поведению, бытовым привычкам, дисциплине, обучению, его рассудительности). Современные дети активно демонстрируют взрослым, что УЖЕ являются способной и талантливой личностью! И это правда, и это важно учитывать – в уважении к ребенку. Вместе с тем, не стоит забывать, что даже умный, успешный, коммуникабельный ребенок (который иногда создает впечатление не по годам зрелого, мудрого, взрослого) – все же Ребенок, который не может мыслить, принимать решения и вести себя по стандартам взрослых.

«Помните, сколько лет вашему ребенку. Проверяйте, не слишком ли ваши требования к нему завышены, предъявлены «не по годам», остается ли у ребенка при выполнении ваших требований пространство для игры, спонтанности, радости, движения.»

3. Ребенка мало хвалят и много критикуют.Это основной механизм, который ожесточает или запугивает не только ребенка, но и взрослого человека, портит отношения. Если ребенок делает что-то хорошее, но не получает похвалы, то, как минимум, он не узнает, что сделал что-то хорошее (а кто же ему подскажет это, если не вы?), как максимум – на его достижения, хорошее поведение не обращают внимания – то есть, обесценивают (((. Вспомните свое состояние, когда вы старались, а важный для вас человек или не обратил внимания на ваш вклад, или, промолчав о хорошем, обратил внимание на недостатки. Если это часто повторяется, то так возникает заниженная самооценка, неверие в себя, нежелание что-то делать.

«Отмечайте похвалой и благодарностью, поддержкой, уважением то, что ребенок делает хорошо, – это будет развивать в нем самоуважение и активность. Вместо критики, которая формулируется «ты не хорошо / плохо…», важно спокойно рассказать «лучше сделать …., потому что…».

4. Ребенку трудно справляться с какой-то своей задачей, выполнять которую он не готов (сон в отдельной комнате, пребывание с родственниками без родителей, адаптация к детскому саду, занятия по интеллектуальному развитию, дополнительные кружки в школе). Иногда ребенок сначала справляется, а затем его силы сдают и эмоции показывают «сбой». Дайте себе ответ на вопрос, что может вызвать трудности в жизни вашего ребенка? Готов ли он к этому? Как вы можете смягчить ему адаптацию? Прямо спросите ребенка, что его беспокоит, что именно дается ему тяжело, что он не хочет делать.

«Предложите ему поддержку, исправьте нагрузку так, чтобы она происходила в тех порциях, с которыми ребенок справляется, обязательно хвалите его, когда у него это получается. Важно не только то, что ребенок справился с задачей, а и то, КАК он чувствует себя, когда с этим справляется

5. Вокруг ребенка слишком часто меняются люди, обстоятельства, правила поведения, он переживает слишком много событий.Это приводит к тому, что появляется ощущение непредсказуемости, а для ребенка это – момент хаоса. У него исчезает ощущение стабильности, повторяемости, а соответственно – безопасности и предсказуемости. Ему слишком часто приходится переадаптироваться. Иногда это возникает даже как следствие того, что близкие люди предъявляют разные требования, ожидания к ребенку: «то, что можно с бабушкой, то нельзя с мамой», «вчера папа разрешил это, потому что у него было хорошее настроение, а сегодня нет».

«Договоритесь о стабильности в распорядке, правилах поведения ребенка, так, чтобы «хорошо и плохо», «можно и нельзя» имели одинаковое содержание от всех окружающих. Сделайте распорядок дня ребенка стабильным, об изменениях в планах говорите с ним, готовя его к этому

6. Ребенок реагирует на сложный период, который проживает семья или кто-то из взрослых.Так бывает, когда семья адаптируется после рождения еще одного ребенка, изменений в трудоустройстве, места жительства, смерти в семье, изменений в отношениях с родственниками, любых решений, которые требуют перестройки в жизни. Важно понять, что такие события происходят вне желания ребенка и часто он не готов принимать их и изменяться в соответствии с их новыми обстоятельствами. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен проговорить свои дискомфорты, просто важно задать вопрос и услышать ответ. Важно помочь ребенку проявить чувство к этим изменениям, спросить, что его тревожит или раздражает (утомляет), что сейчас ему больше всего нужно. Полезно избегать «взрослых тяжелых» разговоров при ребенке, где есть много сомнений, страхов или злости. А вот делиться с ребенком верой в то, что все будет хорошо – очень даже стоит.

«Ответы на вопросы о том, что происходит сейчас, давайте в доступной и успокаивающей форме согласно возрасту. Усилить чувство стабильности помогут ежедневные ритуалы (сказки, мультики, игры, прогулки). Еще чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, высвобождайте время для того, чтобы побыть вместе с ним».

7. Ребенок реагирует на ваше эмоциональное состояние или отражает его своим поведением.Ребенок действительно часто внешне отражает то, что происходит внутри у его близких людей, или то, что он замечает в отношениях вокруг. Прислушайтесь к себе – как чувствуете себя вы? Какие эмоции вы испытываете чаще всего? Насколько светлое и спокойное ваше внутреннее состояние? Какие трудности вы испытываете (в отношениях, отношении к себе, к жизни, в понимании того, чего вы хотите сейчас)? Если вы признаетесь себе в том, что и вам непросто, что внутри вас много сложных чувств, которые вы стараетесь не вылить на окружающих (но все равно это проявляется в мелочах, передается в атмосфере и ребенок это отражает, вбирает в себя), это означает, что:

«Сейчасстоит уделить время себе – выровнять свое состояние, жизненные процессы, избавиться от стрессовых факторов, дать ответы на волнующие вопросы. Ваш внутренний покой и радость придадут энергии в любви к ребенку, станут базой для его внутреннего спокойствия и благополучия. И ребенок, как зеркало, отобразит вместо мрачного состояния, светлые тона радости».

 

Как стать родителем читающего ребенка

Сегодня мы привыкли слышать от родителей, что их дети предпочитают компьютерные игры или читать книги в Интернете, нежели же традиционные бумажные книги. В нынешнее время для развития детей больше возможностей. Если нужную книгу не нашел в библиотеке, то его можно найти в Интернете. Конечно же, электронную книгу не сравнить с традиционной.

Как же привлечь ребенка к чтению книг?

Как говорил С.Я.Маршак «Основная задача взрослых - открыть в ребенке талант читателя». Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно подавать ему пример, читая при нем книги, газеты, журналы. Родители очень расстраиваются и огорчаются, когда их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом они даже не догадываются, что причина этого всего кроется в них самих.

Читать с ребенком нужно каждый день. Пусть это в вашей семье будет доброй традицией. И что не маловажно, чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Можно читать друг другу по очереди, по ролям….. Вариантов очень много. А если ребенку читать перед сном, то он будет в восторге, и приятнее ему будет засыпать.

И, конечно же, не забывайте выбрать ту книжку, которая будет интересна ребенку, а не вам. Можно выбрать книгу описывающею ситуацию, в которой он был. Например, после прогулки по лесу или по аллее книга про природу будет воспринята на «ура».

Окружайте ребенка книгами. Если ребенок живет в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребенка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие. Сделайте ребенку свой книжный уголок. Пусть у него дома будет своя маленькая библиотека.

Читайте медленно с интонацией. Не спешите, добавьте драматичности и выражения вашему голосу. Ребенку интереснее будет слушать вас. В конце задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребенок мог спросить о непонятных местах и обдумать прочитанное.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что знают, что произойдет  с любимыми героями дальше. Или же можно купить аудио запись произведений. Бывают моменты, что ребенок не хочет читать. Не заставляйте, не принуждайте его! Ведь чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью! Пройдет время ребенок сам попросит вас прочитать ту или иную книгу. Показывайте ему свою заинтересованность в его чтении. Обязательно слушайте, как ребенок читает сам. Пусть он чувствует интерес старших. Если ребенок заинтересовался каким либо жанром (приключением, фантастикой и т.п.), темой (о животных, о природе и т.п.), то предложите ему интересующую литературу.

В.Белинский в своих обращениях к родителям советовал, как можно раньше начинать знакомить детей с произведениями классиков, чтобы  с самых ранних лет жизни ребенка его развитие и формирование проходило под благотворным влиянием высокого классического слова: « Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного: пусть поэзия действует на них, как музыка прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед».

Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением, ведь чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

Для любого ребенка чтение – это, прежде всего общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений.

Вот некоторые советы от специалистов:

-   Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии. Советуют каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста;

-    Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса;

-   Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения.

-    Введите новую традицию – День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение;

-   Учите чтению с предложением. Читайте больше книги, разбитые на главы, в день по главе;

-    Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.

-    Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так.

-    Семейная книга – это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться читательская культура.

-    Читайте сами! Ваш пример – лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.

Не такие уж и трудные пункты. Главное – захотеть! Приучить ребенка к чтению – это наша с вами задача, и нужно начинать со своего чада.

Если у ребенка слезы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!

                                   

Использованная литература:

Московская, М. Интерес: чтение: опыт работы клуба по интересам для читателей-родителей // Семейное чтение. – 2009. – №2-3. – С. 13-17.

Семья и книга [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.cbs.astrakhan.net/semya/semya.html

Штейн, А.А. Как научить ребенка читать / А.В. Штейн. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008. –  [Раннее развитие].

Как научить ребенка слушать и слышать родителей



Многие из нас, родителей, сталкиваются с одной и той же набившей оскомину проблемой: в один прекрасный день, наш милый замечательный ребенок перестает нас понимать. И ведь видим, что слышит нашу просьбу, но, как бы, так... Издалека слышит и не реагирует на нее. И приходится повторять и повторять просьбу, вплоть до приказа: сделай!

Тогда мы получаем обратную реакцию и очень быстро: первичную - слезы и обиженный (якобы незаслуженно) взгляд "ты меня не любишь", вторичную - каждую нашу просьбу теперь приходится доводить до уровня приказа, иначе ребенок "не слышит" ее.
Научить ребенка слушать нас совсем не сложно, но это требует огромного терпения с нашей стороны. Просто надо говорить "глаза в глаза", если малыш не хочет СЛУШАТЬ. Присесть на корточки или взять ребенка на руки и сказать то, что вы хотите, тогда ребенок вас услышит! Бесконечные повторы, просьбы могут не понадобиться, а если вдруг ситуация повторится, то и ваша реакция должна быть такой же до тех пор, пока ваш ребенок не научится вас слушать. Учить ребенка реагировать на ваши слова вы можете только так. Иначе: крик и приказы, которые очень скоро тоже перестанут действовать. Ребенок просто к ним привыкнет и не будет на них реагировать или сам начнет говорить с вами на повышенных тонах.
7 СОВЕТОВ МАМАМ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ
Ваш малыш постоянно капризничает и все делает как будто вам назло? Это нормально. Ведь для того чтобы ребенок вырос уверенным в себе и жизнерадостным человеком, нужно еще научить его управлять своими эмоциями и поведением. Малыши еще не способны на сознательное непослушание
Все начинается с детства, когда вы постепенно приучаете ребенка к привычному для вашей семьи режиму приема пищи. Затем вы учите его самостоятельно успокаиваться перед сном и занимать себя игрой на короткие периоды времени. Когда малыш начинает ходить, вы в разумных пределах поощряете его независимость. Это становится особенно важно в дошкольном возрасте, когда вы воспитываете в ребенке характер и совесть.
Дисциплина – это руководство, которое родители дают детям, чтобы помочь им развить жизненно необходимые социальные навыки. Это серьезная, трудоемкая работа, и ею невозможно заниматься урывками. Мы предлагаем вам семь разумных способов, которые помогут вам развить в ваших детях самые лучшие качества, которые в них есть.
ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ
Вы много раз просили кроху не трогать цветы, но почему же, как только вы выходите из дома, он бросается к ним и начинает их рвать?
Проблема:Дети в возрасте до 1,5 года еще не способны полностью контролировать свои импульсы. Они также не способны на сознательное непослушание и еще не до конца понимают, что мысли и желания других людей могут отличаться от их собственных. А самым большим их желанием является, конечно, познание мира. Малыши, только начавшие ходить, все пробуют на вкус, стараются потрогать. Им интересны новые звуки, новые предметы. Поэтому категорически нельзя вечно повторять детям: «Не трогай!», ведь через ощущения они приобретают новые знания.
Решение: Сделайте ваш дом и сад безопасными для ребенка, чтобы он мог спокойно передвигаться по ним, не слыша вечное «нет!». Если кроху привлекает что-то легко разрушаемое, что невозможно убрать, например растения в вашем саду, подумайте, как можно переключить его внимание на другой, не менее интересный объект. К примеру, вы можете попросить любимое чадо оборвать с газона проросшие одуванчики или поиграть вместе с ним в мыльные пузыри.
УВАЖАЙТЕ ЧУВСТВА РЕБЕНКА
Кроха радостно качается на качелях в парке, и вдруг вы произносите ужасную для него фразу: «Милый, пора домой!» В одно мгновение разражается скандал. Вы раздражаетесь, настаиваете, чтобы он перестал плакать и немедленно отправлялся домой, иначе вы никогда больше не поведете его в парк. Ребенок плачет еще громче и еще крепче вцепляется в качели.
Проблема: Никому, будь ему года два или сто два, не понравится, когда его ругают и заставляют что-то делать. Вот почему требование послушания от раздраженного малыша в большинстве случаев приводит к истерике.

Решение: Признавайте право своего ребенка на чувства. Посмотрите на ситуацию его глазами. Вы злитесь потому, что он хочет остаться в парке. Но разве хотеть остаться в парке − это плохо? Попробуйте сказать малышу: «Я понимаю, что ты сердишься, потому что хочешь остаться, а я зову тебя домой. Но нам действительно пора уходить». Затем осторожно, но уверенно поднимите ребенка и отнесите его в машину или же медленно поведите в сторону дома. Помните, в этом возрасте действия значат больше, чем слова. Не поддавайтесь на эмоции крохи и не пытайтесь его уговаривать. «Кажется, это так просто, однако многие родители с большим трудом позволяют своим детям проживать свои чувства, потому что не хотят видеть их расстроенными. Но дети будут послушнее, если познают весь спектр чувств и научатся ими управлять», − говорит семейный психолог Олеся Агранович.
НЕ ГОВОРИТЕ, А ПОКАЗЫВАЙТЕ
Вы общаетесь со знакомой мамой на детской площадке, как вдруг ваш кроха издает громкий победный крик. Вы оборачиваетесь и видите, как ваше полуторагодовалое чадо вцепилось в волосы другого малыша. Вы подбегаете, растаскиваете их и строго выговариваете: «Не дергай за волосы! Не дергай за волосы!»
Проблема: Ваш ребенок слышит: «Дергай за волосы!» − именно то, чего вы от него не хотите, и не понимает, что же ему делать вместо этого.
Решение: Вложите ручку малыша в свою, мягко дотроньтесь ею до его собственных волос и скажите: «Нежно погладь их!» «Когда дело касается дисциплины, дети в этом возрасте гораздо лучше понимают действия, чем слова, − замечает семейный психолог Олеся Агранович. − Гораздо более эффективным будет мягко и спокойно показать им, что нужно и можно делать, нежели читать нотации о том, чего делать нельзя».
ИГРАЙТЕ ПО ПРАВИЛАМ
Вы установили правило: кроха должен помочь вам убрать свои игрушки, прежде чем вы почитаете ему сказку на ночь. Но часто вы слишком устаете, чтобы строго придерживаться обычного распорядка, и убираете игрушки сами. А потом в очередной вечер спохватываетесь и снова настаиваете на том, чтобы малыш разложил все по своим местам. А он падает на пол и начинает хныкать. Вы собираете кубики сами и говорите ребенку: «Ты плохо себя ведешь. Поэтому сегодня − никаких сказок на ночь!» И тут начинается истерика.
Проблема: «Непоследовательность влечет за собой конфликты, ведь большинство детей, от годовалых малышей до подростков, хотят знать, где же истинная граница дозволеного», − говорит семейный психолог Олеся Агранович. Если мы часто отступаем от четких правил, у детей может возникнуть ложное чувство власти, но при этом они теряют чувство безопасности. «Чтобы чувствовать себя защищенными, детям необходима предсказуемость», − поясняет Олеся Агранович.
Дети, за каждым шагом которых следят, никогда не научатся принимать собственные решения.
Решение: Выберите несколько незыблемых семейных правил, которые должны соблюдаться всегда. «Необязательно устанавливать правила на все. Вы не должны ставить себе цель воспитать идеального ребенка, − говорит семейный психолог Олеся Агранович. – Ваша задача − вырастить уверенного в себе человека, который понимает и уважает как свои, так и чужие границы». Объясните правила и обязательно расскажите о последствиях их нарушения. Постарайтесь сделать так, чтобы последствия были напрямую связаны с поведением малыша, он должен ясно понимать причину и следствие. Например, если правило звучит, как «Не играй с едой», логическим следствием этого будет то, что вы заберете у него тарелку. Предупредите о том, что случится, если он будет настаивать на своем: если он выбирает нарушать правило, то он также выбирает и то, что за этим последует.
ПРОСИТЕ, А НЕ ПРИКАЗЫВАЙТЕ
Ваш трехлетний сын подходит к старшей сестре, берет черный фломастер и перечеркивает жирной линией ее рисунок. Вы отбираете фломастер: «Сейчас же извинись!»
Проблема: «Читая детям нотации о том, что они сделали неправильно, что они должны при этом чувствовать и как можно все исправить, мы лишаем их возможности учиться на собственных ошибках, − говорит Олеся Агранович. − Малыш может сказать «прости», но при этом ничего не почувствует. И чему он при этом научится? Что лучше солгать, чтобы получить одобрение окружающих?»
Решение: Целенаправленно задавайте ему вопросы: «Расскажи, что произошло? Что почувствовала твоя сестра? А что почувствовал ты? Как ты думаешь, что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?» «Так вы учите малыша рассуждать и делать самостоятельные выводы, − объясняет Олеся Агранович. – Наша основная задача − научить детей не тому, что они должны думать, а как думать».
ОБРАЩАЙТЕ НЕГАТИВНОЕ В ПОЗИТИВНОЕ
Малыш 2,5 года проверяет на практике свою независимость (и ваше терпение), и вы уже напоминаете себе старую и изрядно заезженную пластинку: «Не влезай на журнальный столик!», «Не лей воду на мамин компьютер!»
Проблема: Если ребенок будет часто слышать слово «нет», он перестанет его замечать, как люди, живущие близко от аэропорта, перестают замечать гул самолетов.
Решение: Устанавливайте границы с помощью позитивных фраз. Например, вместо «Не поливай игрушки из лейки» – «Давай польем цветы!» Делая малышу замечания в позитивном ключе, вы даете ему понять, что он может вести себя хорошо. Если кроха не будет слышать от вас слово «нет» слишком часто, он и сам будет пользоваться им реже.
ЗАОСТРЯЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ХОРОШЕМ
Малыш в возрасте 1 года не бросает свою тарелку и ложку на пол. В 1,5 – рисует на бумаге, а не на столе. В 3 − дает поиграть свои машинки другим.
Проблема: Дети повторяют те действия, которые привлекают к ним внимание других. Если вы будете концентрироваться на «плохих» поступках крохи и оставлять без внимания «хорошие», малыш решит, что его плохое поведение и есть ключ к успеху в этой жизни.
Решение: Давайте детям понять, когда они поступают хорошо. Не старайтесь все время выискивать только промахи в их действиях, всегда отмечайте позитивные поступки! Но знайте меру: хвалить каждые пять минут – тоже не вариант.
ТАЙМ-АУТ ДЛЯ МАМЫ
Изоляция ребенка на какое-то время − не лучший способ наказания. Если вы чувствуете усталость, убедитесь, что ребенок находится в безопасном для него месте (в кроватке, в своей комнате) и воспользуйтесь 5−10 свободными минутами, чтобы полистать каталог, выпить чашку чая или позаниматься дыхательной гимнастикой. Очень важно заботиться о своем состоянии: когда вы вымотаны, вы вряд ли сможете принять верное решение.

Попрошу не выражаться

  
Каждый ребенок обязательно проходит через период ругательств. Нравится нам это или нет, но так он познает мир слов. Но то, насколько быстро и с какими последствиями малыш пройдет эту стадию развития и взросления, зависит от родителей.

Увы, услышать нецензурную лексику сегодня можно повсюду. Наша жизнь такова, что просто невозможно полностью изолировать ребенка от неприличных выражений. Как бы ни хотелось оградить от них любопытного кроху, иногда это не в наших силах. Наш малыш учится жить в этом мире, ему свойственно исследовать, слушать и запоминать все, что происходит вокруг. Сначала кроха пробует на вкус какой-либо подвернувшийся предмет. Чуть возмужав, он уже «пробует на вкус» разные формы поведения. Наблюдая за реакцией родителей и окружающих, он подражает им и впитывает как губка все, что видит и слышит.

Слушайте и удивляйтесь!

Часто ругательство – это просто новое слово, которое малыш раньше не знал. А услышав, запомнил и выдал при подходящих обстоятельствах. Впервые мама и папа слышат бранные слова от двух-, трехлетних малышей. В этом возрасте дети не задумываются о смысле, им просто нравится звучание или интонация, с которой произносятся ругательства. Малыш полагает, что сказал что-то многозначительное. В такой ситуации не следует ругать ребенка. Бурная реакция родителей способна надолго пополнить этим словом запас маленького говоруна. Изумление, смех или ужас – это то, что как раз нужно вашему малышу. Впоследствии он обязательно повторит крепкое словечко, чтобы удивить воспитательницу, бабушку или ваших друзей. Действовать надо иначе. Тут есть два пути – либо спокойно объяснить малышу, что слово неприличное, либо пропустить брань мимо ушей и сделать вид, что ничего не случилось. Но в любом случае не пытайтесь вызвать у ребенка чувство стыда фразой: «Ну-ка, ну-ка, что ты сказал, повтори громче?!»

Хитрый прием

Нередко ребенок «выражается» вполне осознанно. Если вы понимаете, что ребенок специально испытывает ваше терпение, сохраняйте спокойствие во что бы то ни стало. Помните, его цель – вас разозлить. Употребляя плохие слова, ребенок пытается самоутвердиться, это такой же каприз, как отказываться спать днем или принимать ванну. Если ребенок называет вас «идиотом», ответьте: «Это неправда. Я умный». То же самое малыш сможет ответить, если другой ребенок скажет ему нечто подобное. Если же во время игры ребенок называет вас «дураком», скажите: «Тогда я слишком глуп, чтобы играть с тобой» и перестаньте играть. Если ребенок говорит вам: «Заткнись», ответьте: «Пожалуй, я так и сделаю» и замолчите. Маленькие дети не могут долго терпеть, когда на них не обращают внимания, и тут же начнут извиняться. И, наконец, если ребенок употребляет «плохие слова» не только дома, но и в общественных местах, отведите его в сторону и скажите: «Так говорить нельзя. Если это повторится – мы пойдем домой». Будьте готовы так и сделать. Тогда он поймет, что вы не пускаете слов на ветер, и не будет вести себя подобным образом в следующий раз.

Объясняю доходчиво!

Иногда малыш бранится лишь для того, чтобы хорошенько приправить свои слова, придать им больше яркости, эмоций.
Бранные слова обладают какой-то особенной притягательностью, и к тому же возможность говорить взрослыми словами кажется очень заманчивой. Также это может происходить, если малыш не умеет выражать свой гнев (а иногда и положительные эмоции). Тогда он начинает обзывать маму или папу, если он обижен или не согласен с наказанием, если ему не купили желаемую игрушку, не вовремя выключили телевизор и вообще всегда, когда он недоволен. Попытайтесь расширить словарный запас, чаще читайте ребенку, замените плохое слово приемлемым и повторите его несколько раз в различных ситуациях. Объясните, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда в результате эмоционального напряжения им уже не хватает слов. Но даже в такой ситуации можно обойтись без грубостей. Обсудите вместе с ребенком допустимые выражения: «это здорово», «я на тебя обижен», «я злюсь», «я расстроен». Таким образом, вы не только решаете проблему употребления бранных слов, но и приучаете ребенка распознавать свои чувства и говорить о них.

Эффект бумеранга

Многие дети повторяют ругательства за родителями. Обязательно обратите внимание на то, как в вашей семье взрослые разговаривают между собой и как обращаются к ребенку. Зачастую родители не замечают, какие выражения используют в присутствии малыша. А у того, можно не сомневаться, всегда ушки на макушке. Так что, возможно, винить в этом придется только себя. Следите за собой, и в один, пусть и не очень прекрасный момент вы с чистой совестью сможете сказать своему ребенку: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» или «Ты когда-нибудь слышал, чтобы я ругалась? Это оскорбляет и обижает других людей». А если вы поймали себя на грубости, признайтесь: «Я сказала плохое слово и постараюсь больше так не делать».

Следите, какие именно слова и выражения вы используете в присутствии малыша.

Ты и я – одна компания!

У маленьких детей всегда есть в окружении люди, на которых им бы хотелось быть похожим. Это может быть старший брат или сестра, родственник, а также герой какого-нибудь фильма или мультфильма. Поэтому старайтесь всегда следить за тем, с кем общается ребенок, какой пример получает от этого общения, а также какие передачи смотрит малыш. И если телевизионные программы неважно (насколько безобидными они кажутся на первый взгляд) негативно влияют на вашего отпрыска, запретите их смотреть.

Бывает, что малыш попадает в уже сформировавшийся коллектив (детский сад, двор), где присутствуют определенные формы поведения. Чтобы влиться в группу сверстников и избежать конфликтов, ребенок может копировать поведение и манеру общения в коллективе. Каждый из нас в свое время совершал подобную ошибку, ведь все люди, и взрослые и дети, хотят нравиться окружающим. Но постарайтесь объяснить ребенку, что добрая репутация в обществе зависит не от этого. Помогите своему малышу понять, что по-настоящему интересен тот, кто уважает других, может подняться над установившимся порядком, кто никому не подражает и ни перед кем не заискивает. И помните, что трезвое отношение ребенка к самому себе, а также его общее развитие и кругозор напрямую зависят от того, насколько легко им манипулировать, навязывать ему какой-либо стереотип мышления.

Смешная часть тела

В 4–5 лет малыши входят в стадию, когда естественные отправления и половые органы начинают представлять для них особый интерес. Они постоянно употребляют слова, связанные с интимными частями тела, и дразнят друг друга, снимая штанишки. Объясните малышу, что все люди устроены одинаково и у каждого человека, помимо ног и рук, есть множество других частей тела, и все они одинаково важны. Спросите, что можно делать руками, ногами, ушами. Разве это смешно? Пока ваш малыш был маленьким, такие слова, как «писать» и «какать», были очень важны, потому что с их помощью малыш получал помощь от мамы, когда самостоятельно не умел ходить в туалет. А теперь он уже большой, и если у него возникает необходимость, то он уже способен сам сходить в туалет, и больше нет необходимости постоянно об этом всех извещать, тем более посторонних людей. Потребуется немного терпения, и малыш поймет, что какие-то действия считаются интимными и совершаются за закрытыми дверями. Родители не должны воспринимать подобные выражения как сквернословие, это просто необходимый этап взросления. Не заостряйте внимания на этой проблеме, не внушайте, что половые органы и естественные выделения это что-то мерзкое.

Минутку внимания

Дети, которым не хватает внимания родителей, могут злословить для того, чтобы их заметили. Даже если внимание, которое получает ребенок, несет негативную окраску, порой для малыша это лучше, чем ничего. Проанализируйте, как и сколько времени в день вы проводите со своим ребенком. Не надо забывать о том, насколько важно поощрение хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения в лучшую сторону, обязательно хвалите ребенка и подчеркивайте, как вы гордитесь его успехами. Тогда малыш поймет, что получать положительное внимание намного приятней, и будет меньше грубить.

Уязвленный сквернослов

Не стоит ожидать от ребенка безупречного поведения.

В жизни ребенка встречаются самые разные ситуации, при которых он теряется. Если он переживает неудачи в какой-то деятельности или неуверенность в родительской любви или в своих силах, ребенок пытается самоутвердиться, используя неприличные слова. И даже в таких случаях ребенок не всегда осознает, что, ругаясь, он оскорбляет всех присутствующих, ведь за него говорит внутренняя неуверенность, от которой он сам страдает. В таких случаях возьмите за правило никогда не критиковать самого ребенка, а обращать внимание на поступки, которые он совершает, и на ваше отношение к ним. Укрепляйте самооценку ребенка, заверяя его в своей любви. Не опекайте его чрезмерно, не ожидайте от него безупречного поведения, постоянно одергивая его и делая ему бесконечные замечания. Такая тактика воспитания зачастую приводит лишь к протесту и демонстративному неповиновению. Ребенок требует больше свободы и снятия несправедливых ограничений, хочет казаться взрослее и самостоятельнее. Все это тоже может послужить поводом для употребления бранных слов: таким образом ребенок пытается заставить других уважать себя. В конце концов любой малыш может просто устать постоянно «вести себя прилично». Очень важно создавать благоприятную атмосферу в семье, помочь своему ребенку добиться успеха в какой-либо сфере деятельности (отдайте его в кружок или секцию) и показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия.

СВЕТЛАНА ЗАБЕГАЙЛОВА, психолог

Разноцветный мир игры! Игры для запоминания цветов



Каждый день несет множество открытий для Вашего малыша. Его мир все больше наполняется различными тактильными ощущениями, запахами, звуками, формами, цветами. Какие-то ему уже знакомы, что-то совсем в новинку.

Цветовое зрение крохи присутствует с первых дней жизни, но оно постоянно изменяется. Его гигантский путь развития лежит от нескольких цветов в младенчестве и до 10 миллионов оттенков во взрослом возрасте. Что можно сделать, чтобы мир маленького человечка становился максимально ярче и красочней с каждым днем? Как помочь крохе научиться распознавать и запоминать цвета? Как воспитать по-настоящему творческую личность с тонким художественным вкусом?
Ответ на эти вопросы прост и понятен: общение и игры с малышом. Вы можете показывать и называть малышу разноцветные предметы, карточки, делать разноцветными любое Ваше занятие, каждую игру. Вот идеи родителям для проведения игр по изучения цветов.

Цвета и игры


Игры-сортировки. Приготовьте множество одинаковых деталей разных цветов. Идеально подойдут части мозаики, пуговицы, счётные палочки. Помогите малышу разложить подготовленный материал по цветам в баночки.
Соотнесение цветов. Разложите перед крохой картонные карточки разных цветов. Доставайте из коробки разноцветные предметы, предлагая крохе поставить каждый на карточку соответствующего цвета. Малышу по-старше можно предложить сортировку по цветовым оттенкам или тёплым-холодным цветам.
Строительство. Приготовьте кубики или детали конструктора двух цветов. Затем предложите ребёнку построить одинаковые башни разных цветов. Можете пару раз специально ошибиться, а потом поморщиться и сказать: «Нет, этот кубик сюда не подходит».

Машинки. Этот вариант идеален для мальчишек. Купите малышу машинки разных цветов (лучше, если их будет хотя бы 10 – белый, черный, коричневый, красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, розовый). Катайте их, прячьте в отмеченные цветом гаражи, устраивайте гонки, не забывая между делом упомянуть цвет каждой.

«Цветные дни». Их можно устраивать почаще.
Пусть понедельник будет зелёным днём – одевайтесь в зелёную одежду, ешьте зелёную еду, рисуйте зелёной краской, смотрите зелёные картинки, карточки, клейте зелёные аппликации. Пусть оттенки цвета будет разными. К вечеру, Ваш малыш будет безошибочно находить всё зелёное.

Цвета и рисование


Пусть малыш сам выбирает цвет для рисования, а Вы всегда называйте цвета, которым рисуете. Лучше всего это делать, когда Вы собираетесь опустить кисточку в новую краску, достать фломастер, мелок или карандаш. Увлекательны и познавательны для ребёнка игры по смешению цветов. Приготовьте стеклянные баночки с водичкой и красную, жёлтую, синюю краски. Продемонстрируйте крохе, как из основных цветов получаются дополнительные.

Цвета и окружающий мир


Именно при изучении окружающего мира вы встретите наибольшее количество красок и оттенков. Яркие и разнообразные цвета животных, птиц, цветов на карточках из комплектов серии игр «Мир на ладошке» непременно запечалятся в сознании малыша. А творческая игра на обороте карточки закрепит новый цвет. Обращайте внимание ребёнка на цвета в карточках, и обязательно сравнивайте с оттенками в окружающей действительности.

Цвета и чтение


Много игровых занятий можно провести, читая и изучая цвета одновременно. Слова из комплекта «Чтение с пелёнок», обозначающие цвета, разложите рядом с соответствующими цветными карточками из комплекта «100 цветов» или скрепите их вместе. Читайте слово-цвет «розовый» и показывайте розовую карточку. Просто и понятно!
На этапе словосочетаний подберите такие выражения, как «оранжевый апельсин», «красный карандаш» и т.п. Разложите скрепленные карточки на полу вместе с соответствующими предметами. А дальше проводите занятие в обычном режиме, например, перепрыгивая от «кочке» к «кочке».

Цвета и геометрия


Вырежьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры. К примеру, пусть треугольник будет и красным, и синим, и желтым, и зеленым. В таком красочном разнообразии ребенку будет проще запомнить и цвета, и фигуры. Позднее можете усложнить задание, добавив разноцветные фигурки разных размеров. Пусть малыш сортирует и по цветам и по размерам.

Цвета и иностранный язык


В комплекте «Английский с пелёнок» есть целый игровой Entime, посвященный цветам: карточки со словами цветов, разноцветные фотографии, игры с разноцветными геометрическими фигурами, а для мамы – сценарий и словарик для проведения занятия.

Цвета и художественный вкус


Уже после 1 года можно знакомить малыша с картинами художников. Для развития творческих способностей, кругозора, образного мышления, чувства прекрасного посещайте с малышом выставки, музеи, галереи.
Дома можно играть с комплектом "Времена года в искусстве. 100 шедевров для самых маленьких". В нём Вы найдете: 100 высококачественных репродукций великих мастеров, собранных по необычному, но понятному и доступному малышу принципу – по временам года. Интересные описания сюжетов картин, жизни художников, направлений в искусстве. 19 иллюстрированных творческих заданий в подарок! Создайте собственную галерею шедевров дома!

Мы перечислили только несколько вариантов изучения цветов в играх и занятиях. Основываясь на главных принципах – увлекательные игры с оттенками красок, радость при успешном его определении, – Вы сами сможете придумать для своего малыша самые интересные способы запоминания цветов.