«Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Наши новости
Профсоюзная страничка
Профсоюзный комитет
План работы на 2022-2023 г.г.
Наши успехи
Фотогалерея
Как нас найти
Полезные ссылки
Страничка старшего воспитателя
Независимая оценка качества образования
Информационная безопасность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям) обучающихся
Детские безопасные сайты
Авторские материалы
Коррупция
Охрана труда
«Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?»
      Слово «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.
Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны, тот, кто их знает. Дошкольники очень чувствительны к разному роду воздействиям. Ребенок, как губка, впитывает впечатления, знания, стиль поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийно, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складывается необходимые качества и свойства личности. 
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, показывают, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста - глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни. Экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
• с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена – с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость –с другой;
• научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней;
• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
План работы на пять блоков.
1. БЛОК. Потребности.
2. БЛОК. Производство и ресурсы. 
3. БЛОК. Выбор. Цена. Цена выбор.
4. БЛОК. Основные экономические понятия.
5. БЛОК. Золотые правила экономики.
 
Таким образом, возникает  необходимость создания пространства для развития ребенка и воспитателя в едином проблемном контексте. В  «Уголоке Экономики», в котором собраны необходимые интересные материалы: игры, пособия, книги, иллюстрации и т.д. На полке, расположили тематические игры «Чёрный ящик», «Из чего сделано», «Расскажи о профессии», игры путешествия, также уголок пополнялся самими детьми, дети приносили модные сейчас экономические игры «Монополия», «Семейный бизнес», «Банк». В уголке сделать подборку интересных журналов, карточки с экономическими понятиями, журналы-головоломки, познавательные журналы о деньгах других стран: «Ткани», «Любимые рецепты», «Мир русской деревни», «Занимательные картинки», «Мир вокруг нас», «Овощной калейдоскоп», «Кроссворды», выставку минералов, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же посадить кукол: гнома Эконома и царицу Экономику. Эти сказочные персонажи, используемые на занятиях, помогают детям усвоить новые сложные слова и их значение. Совместно с детьми  сделать «экономическое дерево» с необычными листочками. Крона его – не простые листочки, а важные экономические понятия: товар, бизнес, банк, деньги, производство и другие. Собрать, целую «экономическую» библиотеку: «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, «Откуда стол пришёл?» С. Маршака, «Экономика для малышей» Л. Кнышевой и другая занимательная литература. Оборудование к ролевым играм, учебная и игровая зоны созданы с учётом: динамичности, доступности, трансформирование, многофункциональности. В стороне от обучения не остаются и родители. Работает связь «ребёнок – воспитатель – родитель». Тематика родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, открытых занятий разнообразна: доходы моей семьи, история происхождения денег, семейный бюджет. Использовать различные формы работы: комплексно-тематические занятия, игру, экскурсии, вечера досуга, встречи с интересными людьми, запланировали кружок дополнительного образования «Маленький бизнесмен» с разработанным перспективным планом на учебный год, составили морфологические карты.
Запланированные занятия по экономике проводились в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Например: на занятии-путешествии «Волшебные превращения денежки», ребята путешествуют с денежным рублем по разным странам, и гном Эконом с волшебной палочкой все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников ее превращениями. В каждой стране у нее свое имя. В России – рубли, в Германии – евро, в Украине –гривна, в Беларуси– белорусский рубль и т.д. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Конструирование сказочного города «сладкоежек», «Магазин игрушек», «Семья», «Детское кофе». В дидактических играх «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Старое - новое» и «Веселые повара», «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрину магазина», «На необитаемом острове» и др. В работе с детьми  часто сталкиваемся с проблемой быстрой утомляемости детей, исследовательно – и с потерей интереса к занятию, снижением качества и количества усвояемых знаний. Основным противодействием этому может стать частая смена разнообразных методологических приемов. Таким образом, переключая внимание ребят с одного вида деятельности на другой, удается поддерживать познавательный интерес детей на протяжении всего занятия, что приводит к значительному улучшению качества знаний по проблемам экономического воспитания дошкольников. 
При работе над данной темой использовали:
1. метод проблемных ситуаций;
2. исследовательский;
3. метод ТРИЗ;
4. решение математических задач;
5. логические игры и упражнения.
(Цепочка производства- самостоятельные рисунки детей)
 И мы думаем, что ответом на вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» – является сам результат, который будет проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.