Консультация для родителей «Возрастные особенности детей по слушанию - восприятию музыки»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Наши новости
Профсоюзная страничка
Профсоюзный комитет
План работы на 2022-2023 г.г.
Наши успехи
Фотогалерея
Как нас найти
Полезные ссылки
Страничка старшего воспитателя
Независимая оценка качества образования
Информационная безопасность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям) обучающихся
Детские безопасные сайты
Авторские материалы
Коррупция
Охрана труда

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей по слушанию - восприятию музыки»

                                          Подготовила:

                                                                  музыкальный руководитель

                                                                          Кизилова Екатерина Андреевна

                                 

Возрастные особенности детей по слушанию - восприятию музыки

     Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания». Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. В связи с этим остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с самого раннего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным (наиболее благоприятный)  для развития музыкального восприятия.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. Восприятие даже несложных музыкальных произведений - процесс многосоставный. Но наиболее характерные признаки его - эмоциональный отклик и способность к слуховому дифференцированию (различию). Любой вид музыкальной деятельности, доступный ребенку, связан с восприятием музыки.

Музыку воспринимают, чувствуют, переживают все, но степень постижения, глубина переживания и тонкость понимания различна. Она зависит от возраста, врожденных особенностей, реактивности, изменяющихся объективных и субъективных условий, степени подготовленности слушателя, его культуры, качества исполнения.

        Как ребенок воспринимает музыку? Известно, что мы используем свои органы чувств как внешним способом (воспринимая мир), так и внутренним (переживая информацию в той форме, в которой первоначально ее воспринимали). Часто, получая информацию в одном канале восприятия, мы «переставляем» её внутри себя в другом, предпочитаемом канале. Этот процесс особенно характерен при восприятии музыки, которая широко использует синестезию - одновременную и неосознаваемую связь между каналами восприятия. Тем более, если речь идёт о маленьком ребёнке.

И чем младше ребёнок, тем сильнее мы опираемся на внемузыкальные ассоциации. Но по мере взросления  ребенка, по мере того, как он накапливает индивидуальный опыт, жизненные ассоциации становятся всё более опосредованными, не связанными с прослушиваемым произведением.

       Восприятие музыки как сложный многоуровневый процесс представляет для дошкольников достаточную трудность наряду с восприятием произведений других видов искусства. Это связано как со сложностью музыкального художественного образа, так и с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. Поэтому в дошкольном детстве, в самом начале музыкального развития ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов.

     Восприятие музыки у дошкольников происходит, как правило, на основе практического интереса в развивающей деятельности. При этом элементы художественного переживания реализуются в активном участии, а не в простом созерцании музыкальной реальности.

Восприятие музыки детьми 4 – 6 лет происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий:

  • собственно интонационного восприятия и осознания музыки;
  • осознания музыки через жизненный и музыкальный опыт ребёнка.

В целом развитие музыкального восприятия идёт неравномерно, со значительными качественными скачками на 5 и 7 годах жизни.

        Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей.

         Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика.

         Таким образом, особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста часто перекликаются с особенностями восприятия окружающего мира и заключаются в повышенной эмоциональной отзывчивости, глубине художественных впечатлений, обусловленной новизной, яркостью, красочностью воспринимаемых и создаваемых образов, стремлении к практической активной развивающей деятельности.

         Какими же психологическими особенностями отличается ребенок-слушатель?

Можно сказать, что ребенок-слушатель - это прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать). В круг слушания попадает не только музыка, но и литература, театрализованное действие, игра, разговор, беседа. Это ребенок- впечатление, собиратель, коллекционер впечатлений, эмоциональных состояний, переживаний и чувств. Такого ребенка часто называют восприимчивым. «Он очень восприимчивый ребенок, очень чувствительный», -- говорит мама. Или: «Он у нас очень впечатлительный, на прошлой неделе ходили с ним в театр, а он до сих пор под впечатлением, не может забыть Щелкунчика и Мышиного короля, все время вспоминает музыку, рисует одно и то же».

        Образное, творческое воображение такого ребенка достаточно сильно развито. Он склонен к анализу и сравнению, эти операции мышления также находятся на достаточно высоком уровне развития.

Это ребенок, который неравнодушен к происходящему вокруг него, он любит подмечать любые детали и мелочи, привлекает к ним внимание других детей, взрослых. Он легко сосредоточивается, увлекается и погружается в сам процесс восприятия.

        Интерес к слушанию музыки у такого ребенка проявляется в том, что он просит родителей включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее, на музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно рассуждает о них.

      Эмоциональность и активность восприятия музыки проявляется в том, что ребенок-слушатель сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает и пытается прокомментировать услышанное, живо реагирует на музыку, естествен и искренен в своих реакциях, может засмеяться или заплакать, расстроиться в процессе слушания, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения. Яркость эмоционального  сопереживания проявляется как при слушании музыки, так и в беседе о ней.

     Сопереживание, сочувствие музыкальному образу проявляется в том, что восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения ребёнка, особенно на восклицания и комментарии по ходу слушания музыки и после). В процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил: «Это мальчик на лошадке скачет, ему весело, хорошо!» - восклицает ребенок. «Это беда случилась, кому-то очень плохо, может быть, кто-то болеет или кто-то один, никто с ним не дружит.» - замечает расстроенно девочка.  Впечатления еще долго остаются с ребенком и после прослушивания музыки. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.

          Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально, но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься, но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками: дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку.

Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления.

         В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей с музыкальными произведениями различных стилей. Это дает возможность обогатить представления ребенка о музыке разных времен, об «интонационном словаре» различных эпох, познакомить с излюбленным в каждую историческую эпоху кругом образов, тем и интонаций.

      Подбор музыкального репертуара основывается на использовании музыки старинных композиторов (А. Вивальди, И. С. Баха, Ж.Ф. Рамо,

Ф. Куперена и др.), произведений венских классиков (В. А. Моцарта,

И. Гайдна, Л. Бетховена), музыки композиторов-романтиков (Ф. Шуберта,

Ф. Шопена, Р. Шумана и др.), сочинений русских композиторов (М. Глинки, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, П. Чайковского,

С. Рахманинова и др.), современной классической музыки как отечественной (С. Майкапар, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Д. Кабалевский

и др.), так и зарубежной (Б. Барток, Э. Мак-Доуэлл, К. Орф и др.).

      При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Уважение к ребенку, доверие к его силам и возможностям должны стать для родителей той основой, на которой будет происходить дальнейшее расширение и обогащение интонационного, музыкального, а через него - и жизненного опыта малыша.

          Слушанию музыки может предшествовать поэтическое слово и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения.

    Слово, обращенное к ребёнку, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.

     Таким образом успешное развитие музыкальных способностей детей  дошкольного возраста, зависит от качества используемого репертуара, а

особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, целостные художественные образы, вызывающие настроение, чувства, мысли. Нередко под пониманием музыки подразумевается возможность пересказать содержание, но это представление нужно изжить.

     Специфика музыки в том, что это язык музыкальных образов, а не вербальных понятий, она не имеет полного и буквального словесного выражения. Необходимо иметь представление о выразительном значении музыкальных средств - без этого невозможно глубокое понимание музыкального произведения.

   Если не всё сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.