МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С.ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Путешествие в лесную школу»
Образовательная область: речевое развитие.
Подготовила воспитатель
старшей логопедической группы
Кононова Татьяна Витальевна
Цель: закрепить понятия «слово», «предложение», «звук», «слог», продолжать учить составлять звуковой анализ из 5 звуков (парта, картон), составлять предложения с заданным словом по схеме, подбирать слова – признаки к слову «зима», совершенствовать умение делить слова на слоги, развивать речевое дыхание, внимание, воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать.
Материал и оборудование: телеграмма – приглашение, макет лесной школы с мудрой совой, микрофон, карточки для разбора предложений, карточки для звукового анализа слова.
Словарная работа: слова – признаки, школьные принадлежности;
Предварительная работа: беседа о школе, наблюдения за зимними явлениями, чтение художественной литературы, отгадывание загадок на зимнюю тематику.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Коммуникативная игра. Минутка вхождения. (Дети выстраиваются полукругом)
«Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Вместе будем очень дружно
на вопросы отвечать
Все хотим учиться в школе.
Все хотим мы много знать».
2. Воспитатель просит детей присесть.
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Это телеграмма – приглашение в лесную школу. Но не написано от кого. Давайте попробуем отгадать загадку и тогда узнаем от кого же она.
-Всю ночь летает, мышей добывает
А станет светло, летит в дупло.
-Правильно, это сова, но не простая сова, а сова-учительница в лесной школе.
Для того, чтобы туда попасть, нам нужно сказать волшебные слова «Топну, хлопну, повернусь, в лесной школе окажусь»
/Открывается макет лесной школы/
А вот и мудрая сова и ее лесной класс.
-Ребята, а как выдумаете, что такое школа?
-А как называются дети, которые ходят в школу?
-А чему учат в школе?
-А еще в школе учат правильно сидеть, держать спину ровно, не выкрикивать, а поднимать руку, слушать внимательно и не мешать другим. Я думаю, вы будете тоже придерживаться этих правил, чтобы успешно заниматься. Правда?
-Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас задания по грамоте, которые вы будете выполнять вместе с учениками ее лесного класса.
Вы готовы выполнить ее задания? Тогда внимательно слушайте.
Задание№1. «Рассади учеников правильно»./Конверт №1/
Вы должны помочь Сове рассадить учеников правильно. За первую парту сядут те, в названии которых 1 слог. За 2-ю сядут те, в названии которых 2 слога и за третью - в названии которых 3 слога.
- Давайте вспомним, а что такое слог?/Это часть слова/
-А как мы определяем, сколько слогов в слове?/Прошагиваем, прохлопываем, считаем сколько гласных звуков/
-Давайте рассмотрим учеников, которые пришли в лесную школу.
-Кого из них мы посадим за первую парту?/волк, еж/
-Ева, почему ты так решила?
Дети рассаживают учеников за парты.
Звенит звонок.
-Прозвенел звонок и в лесной школе начинается урок по грамоте. Слушайте следующее задание Мудрой Совы.
Задание№2./Конверт №2/ Картинка Зимы/ Микрофон.
-Вам нужно будет подобрать слова-признаки к слову зима.
-Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает слово-признак?/Какой, какая, какое?/
Тогда давайте поиграем, вы будете называть слово-признак по очереди в микрофон.
-Итак, зима - какая? /снежная, серебристая, белая, сверкающая, загадочная, волшебная, сырая, дождливая, красивая, блестящая/
Звенит звонок.
-Закончился 1-й урок. Куда выходят ученики? Правильно, на перемену. Давайте и мы поиграем в интересную игру. Дети образуют круг, проводится 3.Физкультминутка «У совы полно забот».
У совы полно забот /руки за щеки/
Не прополот огород /имитация пропалывания огорода/
Ей дела сейчас бы бросить/руки вниз/
И дупло пропылесосить/имитация работы пылесоса/
Но совята-шалунишки /подскоки на двух ногах/
Все испачкали штанишки. /посмотрели на одну ногу, на другую/
Крылья, лапы промочили /махи руками/
В луже плавать мышь учили./волнообразные движения/
Громко охает сова: «Просто кругом голова!»/руки за голову, круговые движения головой/
«В чем же мне вести совят завтра утром в детский сад?»/движения руками/
/Звенит звонок./
-Перемена закончилась, снова звенит звонок. Для того, чтобы выполнить следующее задание Мудрой Совы, вы должны присесть за столы. /переместить макет лесной школы, убрать стол в спальню./
4.Задание №3./Конверт №3./Сделать звуковой анализ слов парта, картон.
-Вам нужно будет сделать звуковой анализ слов парта и картон?
-А как назвать одним слово, что это? /Школьные принадлежности/. Никита, повтори одним словом, что это?
Первое слово, которое мы с вами будем разбирать - это слово парта.
Сначала давайте вспомним, какие бывают звуки?/гласные и согласные/
-А чем же различаются гласные и согласные звуки?/гласные поются и тянутся, а согласные нет/
-Теперь достаньте карточки для звукового анализа из розового конверта и покажите, какой карточкой мы будем обозначать гласный звук?
-Оля, карточкой какого цвета бы будешь обозначить гласный звук?
-А теперь покажите, какой карточкой мы будем обозначать согласный звук?/Синей/
-Саша, карточкой какого цвета обозначается согласный звук?/Синего/
Тогда приступаем к выполнению звукового анализа слова «парта», а у доски это слово разберет Влад Заикин.
Следующее слово у доски будет разбирать Рома, а все остальные за своими местами самостоятельно.
Дети выполняют звуковой анализ слов парта и картон.
-Ребята, а теперь все свои карточки аккуратно сложите в конверт, мы немного отдохнем и проведем минутку Здоровья с Мудрой Совой.
5.Проводится минутка здоровья.
Молодцы, отдохнули, а Мудрая сова приготовила для вас последний конверт с заданием.
-Вам нужно придумать предложение со словом парта.
-Из чего состоит предложение?/из слов/
-Давайте вспомним, как они обозначаются на схеме. Достаньте из синих конвертов и покажите, какой карточкой вы будете обозначать начало предложения? Конец предложения? А самое короткое слово предлог?
-А теперь придумайте предложение со словом «парта».
Ученики сидят за партами.
-Прежде, чем вы начнете выкладывать, что нужно сделать? /посчитать слова/
-Кирилл, что ты сделаешь, прежде чем начнешь выкладывать схему?
-Сколько слов в этом предложении?/4/. Значит, у вас должно быть 4 карточки.
-Приступаем к разбору этого предложения. У доски будет разбирать Никита./Воспитатель следит за осанкой во время выполнения/
-Ребята, у нас есть еще одно слово, с которым нужно придумать предложение. Это картон. Давайте подумаем, какое предложение можно придумать с этим словом.
Ребята вырезали из картона дом.
-Что нужно сделать, прежде чем вы начнете выкладывать?/Посчитать слова/
-Сколько слов в этом предложении?/5/
-Значит, сколько у вас должно быть фишек?/тоже 5/
-А теперь все выполняют задание самостоятельно, а к доске пойдет Алеша.
Звенит звонок.
-Ребята, прозвенел звонок. Как вы думаете, что это означает?
-Конец урока в лесной школе. Сложите, пожалуйста, карточки в конверты, наведите порядок на своих рабочих местах.
-Нам нужно возвращаться назад в детский сад. Для этого снова закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Топну, хлопну, повернусь, в детском саду я окажусь»/закрывается макет шторкой/
Давайте теперь пройдем на ковер, чтобы попрощаться с гостями./Выстраиваются полукругом/
6.Рефлексия. Подведение итогов.
-Ребята, а где мы с вами сегодня были? А что вам понравилось больше всего?
-Никита, а какие задания для тебя были самыми легкими?
-Саша, а что для тебя было самым трудным?
-Вы были, конечно, все молодцы, но лучше всего понравилось Мудрой Сове как работали на уроке Рома, Наташа…..
-Я думаю, что когда вы пойдете в школу, то будете получать только пятерки.
-Попрощаемся с нашими гостями: «Приходите к нам опять, будем мы вас очень ждать!»