Авторские материалы
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Наши новости
Профсоюзная страничка
Профсоюзный комитет
План работы на 2022-2023 г.г.
Наши успехи
Фотогалерея
Как нас найти
Полезные ссылки
Страничка старшего воспитателя
Независимая оценка качества образования
Информационная безопасность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям) обучающихся
Детские безопасные сайты
Авторские материалы
Коррупция
Охрана труда

                    13.01.2021 года

НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Подсолнушки» «Зимние забавы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

во второй младшей группе «Зимние забавы»

Воспитатель: Элеонора Абрамова

Образовательная областьпознавательное развитие.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организациигрупповая.

Цельформирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о зимних природных явлениях, о зимних забавах;

- активизировать диалогическую речь;

- ввести в активный словарь детей имена существительные (санки, лыжи, коньки, снежки, ледянки, каток и др.); активизировать глагольный словарь (кататься, лепить, скользить и др.).

Развивающие:

- развивать творческое мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение, произвольную память;

- закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

- развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга и взрослого не перебивая;

- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

Предварительная работа: беседы «Зимушка – красавица»«Что мы любим, делать зимой»; рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение за деятельностью детей и взрослых на прогулке, чтение художественной литературы по теме.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, дидактические игры, проблемная ситуация, использование художественной литературы, показ образца, практическая деятельность детей.

Материалы: буратино (кукла, серия картинок «Зимушка», мольберт, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Здравствуйте, дети! У меня для вас есть загадка, попробуйте отгадать!

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Молодцы, конечно зима (воспитатель показывает картинку по теме «зима»). Правильно, ребята. Мы попрощались с осенью, а после осени наступает зима, и вот она наступила.

Давайте вспомним, что было осенью? (листья желтые, листопад, холод, дожди и т. д.)

Посмотрите, что изображено на картинке? А какая зима бывает? (признаки зимы: холодная, белая, морозная, снежная)

2. Сюрпризный момент. Кукла Буратино.

Стук в дверь. В гости приходит Буратино. Здоровается с детьми.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это же Буратино. Посмотрите, как он одет? А почему он так оделся? (ответы детей) Правильно сейчас зима, холодно, идет снег нужно одеваться тепло. А давайте перечислим все, что, Буратино надел… (дети называют предметы одежды)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш гость почему-то грустный! Буратино, что же у тебя случилось?

Буратино: Я грущу, так как мне скучно. Когда было лето, я мог купаться в речке, собирать ягоды и цветы, осенью я ходил за грибами, собирал урожай, а теперь наступила зима и я не знаю, чем мне заняться.

3. Беседа о зимних развлечениях.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Буратино, что зима – чудесное время года. Мы не хотим уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. А чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками).Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме«Зимние развлечения».

Воспитатель:

1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?

2. Чем ребята кормят птиц?

3. Какие птицы прилетели к кормушке (снегирь, синица, воробей)

4. А чем заняты другие ребята?

5. Кто катается на санках? Где они катаются?

6. Кто катается на лыжах? Где они катаются?

7. Чем заняты остальные ребята?

8. Какое настроение у детей во время прогулки?

9. Как вы думаете, чем завершится прогулка у ребят?

10. А снег, какой? (мягкий, мокрый, холодный, хрустящий.)

4. Д/и «Чего не стало?».

На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка, крепость. Всего шесть картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?

5. Физкультминутка.

А теперь Буратино, мы хотели бы с тобой поиграть.

Физ. минутка «Зимние забавы» ….

Импровизация движений

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

6. Снеговики для Буратино.

Воспитатель: Ребята, а давайте для на память Буратино сделаем снеговиков, но не из снега, а из кружков.

(дети делают аппликацию снеговика).

7. Зрительная гимнастика «Снежки»

Цель: Снять зрительное утомление.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

8. Итог. Снова наш Буратино веселый.

Воспитатель: Буратино был очень грустный, а теперь, когда ребята рассказали ему, как много существует зимних забав и развлечений он снова стал весёлый.

Буратино: - Спасибо вам ребята, теперь мне совсем не грустно. Теперь я знаю, что зима – это замечательное время года. Зимних развлечений очень много, и все они очень интересные.

9. Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята давайте напомним, Буратино, о чем мы с вами сегодня говорили? (Сегодня мы с вами говорили о зимних забавах, о зиме). Мне и Буратино понравилось, как вы отвечали. Все ребята молодцы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК»С.ПЕРОВО СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Консультация для родителей «Как быстро научить ребенка читать»

Конатьева Е.В
ВоспитательМБДОУ
«Детский сад «Колобок»с.Перово»
Симферопольский район


В подготовке детей к школе на одном из первых мест мы отнюдь не ставим обучение началом грамоты и математики. Ваш ребёнок прекрасно читает и считает, но у него недостаточно развиты такие первостепенно важные человеческие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие. Наверное, в этом случае, невзирая на скорость чтения, ваш ребёнок вряд ли будет усиленно учиться. По этой, в том числе причине, первоклассники, как правило, учатся хорошо, а с переходом в последующие классы успеваемость нередко снижается. Далеко не последнюю роль при соприкосновении с новым, более сложным материалом играет умение само организоваться, проявлять ответственность, умственное трудолюбие и самостоятельность. Поэтому, убедительно просим постоянно формировать эти очень нужные нравственные категории человека.
Тем не менее, если дошкольнику исполнилось 5 или более лет, можно ненавязчиво, косвенно приобщать малыша к обучению грамоте.
Прежде чем перейти к конкретным учебным советам, обращаем внимание на следующий фактор. Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие - с большим трудом постигают первые азбучные истины. Трудно научится читать гиперактивным, реактивным ребятам. И не надо настаивать. Но даже с детьми легко обучающимися чтению, крайне недостаточно проводится работа над звуковой стороной речи. Такие дети нередко читают быстро, а пишут неграмотно, у них нет интереса к русскому языку. Выдающиеся психологи утверждали, что дошкольник 3 -6 лет – это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:
1. Развивать интерес звучащему слову, а через него ко всему русскому языку.
2. Обучать детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделять гласные и согласные, мягкие и твёрдые звуки. И если мы с детьми 3 – 4 лет пройдём этот подготовительный этап, значит выиграем сразу же несколько призов.
* У детей развивается фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки.
*На этой основе мы с дошкольниками более плавно перейдём к чтению.
*В будущем имеется большая вероятность грамотного письма.
*Малыш будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него, к чтению литературы.
Итак, мы с вами на время забыли о буквах, азбуках, букварях и переносимся только в мир звуков. Для этого Л. С. Жукова и её последователи создали интересную игровую методику звукового анализа слова.
Первые игры со звуками советуем проводить в семье, когда малышу уже 3,5 – 4 года. Покажем это на примере звука «ш». Читаем ребёнку стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении выделяем его интонацией:
Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мышке:
Шуршать я буду тише.
Затем задаёт вопрос: «Какой звук ты чаще всего встречаешь в стихотворении?»
А теперь скажите, как шипит змея? (ш-ш-ш)
А как шумят листья на деревьях, когда их колышет ветер?
Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш», принести игрушку, в названии которых слышится этот звук. В течении нескольких дней, вы читаете детям стихи, загадки, чистоговорки с этим звуком, выделяя его интонацией.
Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком…» Нужно только, чтобы дети придумывали по правилам; слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «р» (рыба, рак, топор, а затем слова с мягким «р» (якорь, репа, море).
При этом мы объясняем, что твёрдый звук звучит твёрдо, а мягкий – мягко.
Не забудем, что звуки «ж», «ш» всегда твёрдые, а звуки «ч2, «Щ» всегда мягкие.
Когда ребята хорошо усвоят различия между мягкими и твёрдыми согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания: «Придумай слова, которые начинаются только с мягкого согласного звука»(мята, лето, река, тень). Следующая игра «Цепочка слов». В этой игре надо подвести детей к пониманию того, что от замены только одного звука в слове меняется и его смысл (тень – день, пень – лень).
Затем важно договориться с малышом уже 5 лет, что гласные звуки мы будем закрашивать красным цветом, твёрдые гласные – синим., а мягкие согласные – зелёным цветом. Смеем вас заверить, что такое условное обозначение дети принимают с удовольствием и заполняют быстрее взрослого.
И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу – звуковому анализу слова, т. к. к умении. Не просто слышать некоторые звуки в словах, но и выделять их последовательно. Это значит, что ребёнок, уже обученный слуховому анализу, должен сказать, что в слове «лиса» первый звук «л» - мягкий, согласный, зелёный квадратик; второй звук «и» - гласный (красный квадратик, третий звук «с» - твёрдый согласный (синий квадратик); четвёртый звук «а» - гласный (красный квадратик). Если ваш ребёнок с небольшой помощью взрослого уже делает такой звуковой анализ, значит можно переходить к следующему, очень важному этапу., игре «Придумай разные слова по моей схеме» Конечно, детям мы предлагаем рассказать простые 3 -4 звуковые схемы, ребёнок должен понять, что к одной схеме можно придумать различные слова. Важно только, чтобы каждый звук в слове подходил под каждую клеточку. Затем можно уже обходиться без схемок, а просто предлагать назвать детям, например, слово из 3 звуков, но чтобы первый звук был твёрдым согласным, второй – гласным, а третий – мягким согласным (пыль, конь).
Завершающим этапом будет игра «Загадка». Вы загадываете слово и закрашиваете квадратики соответственно звуковому составу, именно слова, вами задуманного. Например: слово – пальто. Значит первый звук твёрдый, согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный и т. д. Дети будут придумывать различные слова, под эту тему: майка, почта. Но скоро они понимают, что так трудно найти единственно правильное слова. Тогда вы предлагаете задавать вопросы, но продуманные, неповторяющиеся, исходящие от предыдущего:
- Это живое? - Нет
- Это предмет? – Да
- Это есть у нас дома? – Да
- Из мебели? – Нет
- Это посуда? - Да
- Это одежда? - Да.
Ребёнок смотрит на схему и может догадаться, какое слово загадал взрослый. Если же не угадывает, то вопросы продолжаются. Звуковая работа продолжается на прогулке, по пути в детский сад, в магазин. И даже тогда, когда вы с детьми переходите к буквам, к чтению, не забудьте с детьми поиграть со звуками. А к буквам пора переходить. Ребёнок может начать читать и в 4, и в 5, и в 6 лет. Важно, чтобы чтение было без принуждения. Дошкольники, как правило, без затруднения запоминают букву в отдельности. И всё же мы останавливаемся на этом этапе. Сейчас имеется в продаже много азбук. Мы, порой безумно их приобретаем. А жаль. Каждая азбука несёт определённую смысловую нагрузку. Одни азбуки по своему содержанию и оформлению обращают на себя внимание лукавством и юмором. Другие азбуки способствуют закреплению фонематического слуха – на каждую букву начинается определённый предмет, и есть ещё и азбуки, в которых в стихотворной форме говорится, на что или на кого похожа эта буква. Вот именно с такой азбуки стоит начинать переход дошкольника от звука к букве. В этом плане мы предлагаем вашему вниманию «Алфавит» Владимира Степанова.
«В»
Видишь девочка Алёна
Держит трубку телефона
Трубка телефонная –
Буква «В» огромная –
Может слушать и молчать
На вопросы отвечать.
Когда ваши дети выучили, в основном, все буквы, не спеша переходите к чтению слогов., коротких сло и коротких предложений. Неинтересно читать просто слоги или предложения типа: «Мама мыла раму». Вот и придумали психологи – педагоги массу забав, чтобы не нарушался основной принцип обучения дошкольников.: «Учите, играя.» Здесь используют «Кроссворды», «Ребусы», «Перевертыши», «Грамматическая арифметика», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Два колодца», «Телеграмма». Опишем некоторые увлекательные упражнения.
«Кроссворды». В данном случае пустые клетки, которые вдумчиво заполняет ребёнок и отгадывает слово или фразу. Кроссворды, как правило, детям предлагаются «опредмеченные». Вокруг клеточки в качестве подсказок рисуются предметы. Имеются кроссворды разной степени сложности. Поэтому на первых порах рекомендуем их отгадывать сообща. Тем более, что в отгадках порой встречаются не совсем знакомые дошкольникам слова. По ходу нужно объяснить значение загадок. За счёт этого и расширяется словарный запас.
И, наконец, постепенно наступает то время, когда мы переходим к чтению более длинных текстов. Для этого будут полезны короткие рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, В. Сухомлинского. Важно, чтобы эти рассказы были напечатаны крупным текстом. Гуляя с детьми предлагайте им читать всё, что они увидят: вывески в магазинах, на рынке. Приучите себя, дорогие родители, писать письма своему ребёнку. Позже эти письма могут быть с сюрпризами, заданиями. С этой целью приобретайте новые книжки, используйте все непредвиденные ситуации: получение и совместное чтение писем, телеграмм. Устраивайте шутки с сюрпризами:
- давай рассмешим папу смешным стихотворением, прочитай!.
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, может добиться идеального варианта в семье – чтение без принуждения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок»

Консультация для воспитателей : "Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста."

 

Подготовила: Рассимас И.И.

Воспитатель подготовительной логопедической

группы : «Солнышко»

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.В.Крайнова и др.).

Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

-умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

-умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

-умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

-умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

-умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

-умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Аналитический обзор литературы позволил выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (Н.В.Бочкина, О.А.Конопкин, Л.А.Матвеева, А.К.Осницкий, Л.А.Ростовецкая и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная, прикладная и учебная. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.артемова).

Позиция многих исследователей такова - самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т.В.Зенцова, Л.В.Лабашова, М.Н.Силаева, Т.И.Мышьякова, И.Б.Слито, У.В.Ульенкова) и нравственном (О.А.Акулова, Н.Г.Година, А.О.кузина, Л.Н.Пустынникова идр.).

Старший дошкольный возраст.

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность. Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность. У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная речь. В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей осуществляется в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. В целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.

Функция воспитателя — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Сочетание центров среды в группах.

Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.

Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.

Информированность среды.

Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создается руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.

Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста может быть оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по

схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный мини-центр должен занимать небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.

А вот месту для игр с правилами нужно отвести значительное место в среде группы. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к учебной деятельности, Игр с правилами для старших дошкольников огромное множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена или в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в пластмассовых папках-уголках (сказки - символ - колобок, природоведческая литература - ёлочка, познавательная - глобус или знак вопроса, книги, принесённые из дома - домик и т.д.) Воспитатели учат детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Целесообразнее размещать уголок книги в хорошо освещённом месте группы, установив там столик, стульчики или диванчик.

В центрах групп ДОУ могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так "неправильно".

Вариативность материала.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает этому? Мы убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками.

На 6-7 году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультипликационных и телевизионных фильмов. Становление режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие из исследователей игры считают развитие творческой - одним из основных показателей готовности к школе. Для разыгрывания сюжетов данного вида игры можно использовать невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), набор игрушек из любимого лакомства детей "Киндер-сюрприза", бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.

К вариантам новых компонентов среды можно отнести:

-тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);

-мини-музеи (картин, игрушек, открыток);

-оформление по сезону;

-выставки детского творчества.

Они могут быть представлены в среде ДОУ:

-на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;

-в файлах на шкафчиках;

-в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;

-поделки по художественному ручному труду могут быть размещены практически во всех мини-центрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.

В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.

Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично - ориентированного взаимодействия.

Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы. Не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты: легкость, разнообразная светлая цветовая гамма, экономия пространства (от 3 - 5 до 7 секций расположены вертикально или "ступенообразно"); нет загромождения; создают уют; легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; подлежат обработке. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:

-разделители пространства.

-емкости для хранения атрибутов.

-маркеры игрового пространства.

-мебель для различных центров.

-площадки демонстрации детского творчества.

Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада.

Познавательно-речевое направление работы с дошкольниками характеризуют следующие условия:

- создание в группе необходимого количества предметов, пособий, муляжей, мелких игрушек и дидактических игр для ознакомления детей с изучаемым предметом или явлением, а также большое количество речевых игр, пособий, предметных и сюжетных картин, схем, а также литературы по развитию речи детей; речевые уголки (газеты) способствуют закреплению правильных речевых навыков, полученных детьми в ходе разных занятий, а также наблюдений, экскурсий и т. д.

- разработаны уголки познавательной активности:

- стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.

-мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и веществ, их сравнения, анализа

- разнообразие предметов по цвету, форме, размеру, материалу, весу,

-крупногабаритные модули, состоящие из отдельных сегментов, различных по форме, объему, цвету, которые можно соединять при помощи пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений, проведения подвижных игр, конструирования.

Самостоятельная деятельность в экологии

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

В «Детской лаборатории» выделяют:

-Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).

-Место для приборов.

-Место для хранения материалов

-Место для проведения опытов.

-Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности. Не только ориентация в общении на более подготовленных детей. Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия, знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК»С.ПЕРОВО СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Консультация для родителей
«Ребенок один дома: правила безопасного поведения»

Конатьева Е.В
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Колобок» с .Перово»
Симферопольский район


Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых.

При необходимости оставить ребенка одного дома родители должны быть уверены, что он ознакомлен с элементарными правилами безопасности. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Предметы домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей:
• Предметы, которыми детям категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включённые электроприборы).

• Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).
• Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще – колющие инструменты).

Правила пользования электроприборами:
• Помни! Никогда не дотрагивайся до включённых электроприборов мокрыми руками. Не пользуйся водой вблизи включённых электроприборов (не поливай цветы в кашпо, висящем над телевизором).
• Не пользуйся самостоятельно розеткой.
• Не дотрагивайся до включённых электроприборов металлическими предметами.
• Не трогай электропровод.

Действия ребёнка при пожаре в доме:

• Быстро выбежать из квартиры, закрыть за собой дверь.

• Сообщить взрослым (соседям, просить позвонить их по телефону 01, маме на работу).
• В квартире много дыма – низко пригнувшись двигаться к двери, прикрывать нос и рот мокрым платком.
• Загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.
• Если в подъезде дым, надо сразу закрыть свою дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками.
• При пожаре нельзя пользоваться лифтом.
• Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать.
Разговор ребёнка по телефону:
• Не называй незнакомым людям адрес твоей квартиры.
• Не называй номер своего телефона.
• Не говори, что родителей нет дома.
Если постучали в дверь:
• Не открывай дверь незнакомому человеку.
• На вопрос: «Ты один дома?» – отвечай всегда «Нет, не один: бабушка отдыхает (мама в ванной и т. п.).

• Не поддавайся ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь. А при необходимости позвони соседям и скажи, что кто-то хочет войти в твою квартиру.

• Если злоумышленники пытаются сломать дверь – вызывай милицию по телефону 102 или зови на помощь из окна.

Консультация для родителей  «Рисуем дома с ребенком»

Подготовила воспитатель: Рассимас.И.И.

Занятия по изобразительной деятельности , которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком художественного опыта, овладения простыми техническими навыками.

Если родители заботятся о том, чтобы их ребенок был всесторонне развит, они должны создать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности в проявлении творчества. Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка в комнате определенное, хорошо освещенное место. Свет должен падать с левой стороны. Должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, ножницы, пластилин, краски), но и место где их хранить. Родители постепенно приучают малыша пользоваться материалами и убирать их после занятий на место. В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Красками целесообразно рисовать в субботу, воскресенье, так как электрическое освещение нежелательно для работы с красками. В детском уголке можно повесить рисунок, на полочку поставить декоративно раскрашенную детскую лепку. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания. В них есть не только картинки, но и советы как научить ребенка рисовать.

Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка.

Как научить ребенка правильно держать карандаш.

Неудивительно, что некоторые дети держат карандаш в кулаке. Рисовать гораздо удобнее, когда карандаш лежит в руке. Если малышу нет еще и 3–х. лет, просто регулярно вкладывайте карандаш или фломастер , или кисточку в пальчики правильно.

А после 3-х. лет можно показать крохе нехитрый прием: ставим карандаш острием вниз на стол. Держим его пальчиками левой руки. Три пальца правой складываем в щепотку и ставим их на верхнею часть карандаша.

Тихонько начинаем скользить этой щепоткой по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильный уклад.

Немного тренировки, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками.

Несколько полезных советов для рисования дома.

Использование пищевой плёнки для творчества.

Лист плотной бумаги (картон) смочить водой. Нанести густой слой краски (лучше гуашь). Краска должна быть жидка, но не течь. Цвет выбираем по своему желанию. Накрыть лист пищевой плёнкой. Начинаем двигать плёнку в хаотичном порядке, сжимая пленку пальцами. Перевернуть, дать высохнуть. Снять пленку.

Таким способом можно затонировать бумагу для рисования или аппликации на тему «Подводный мир», « Космос», «Зимний узор» и др.

Рисование губкой.

Рисование начинаем с подготовки оборудования.

Необходимо взять небольшой кусочек поролона, вложить в него картон, зажать прищепкой.

В розетке для рисования развести краску немного жиже, чем обычно. Макаем губку в краску и рисуем листву, огонь в камине, морские волны и др.

Рисование пальцем.

Для развития творчества детей используют разные нетрадиционные способы рисования. Один из них, рисование пальцем.

Затонировать бумагу любым знакомым способом.

Рисовать можно как акварелью, так и гуашью.

Перед рисованием можно провести упражнение: стучать подушечкой указательного пальца правой руки по столу. Именно таким движением и нужно рисовать.

Одну сторону пальца обмакнуть в один цвет, другую в другой. Оставляя на бумаге отпечаток, краски смешиваются, давая третий цвет. Рисунок получается более выразительный.

Таким способом можно рисовать – «Цветы на лугу», «Деревья» - т.д.