Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Наши новости
Профсоюзная страничка
Профсоюзный комитет
План работы на 2022-2023 г.г.
Наши успехи
Фотогалерея
Как нас найти
Полезные ссылки
Страничка старшего воспитателя
Независимая оценка качества образования
Информационная безопасность
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям (законным представителям) обучающихся
Детские безопасные сайты
Авторские материалы
Коррупция
Охрана труда
Татьяна Николаевна Воловик 
Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка»
Цель: Научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность.
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческое воображение, фантазию, любознательность, умение использовать в своей продуктивной деятельности нетрадиционную технологию мотание, передавая характерные особенности внешнего вида народной куклы. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, настойчивость в достижении цели. Воспитывать уважение к русской народной культуре и её традиций.
Словарная работа: кукла-мотанка, оберег, предки, современная, фабричная, безлика.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций разновидностей кукол-мотанок, коллекций народных кукол. Знакомство с изготовлением современных кукол. Беседа о куклах и народных костюмах. Разучивание стихотворений о народной кукле.
Ход НОД.
Вход детей. Приветствие гостей.
Вхождение в день:
Мы хотим быть умными, сильными, красивыми.P2080727
Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.
Один, два,три, четыре, пять будем это исполнять.
Звучит песня о куклах.
- Ребята,а вы любите играть в куклы? (Да)
Посмотрите,сколько в нашей группе красивых кукол. У нас есть и барби, и пупсы,большие куклы и маленькие. (Дети рассматривают кукол).
- Катя,как зовут твою куклу? (Ответ).
- Аня,а твою куклу как зовут? (Ответ).
- Ярослав,какое имя ты дал бы этому пупсу? (Ответ).
- Вы внимательно рассмотрели кукол? Какие они? (Красивые,современные,пластмассовые,тряпичные,фабричные,мягкие и т. д.)
- Что значит современные? (Сделаны в наше время).
- А почему вы назвали их фабричными? (Потому,что они сделаны (изготовлены) на фабрике игрушек).
- Я хочу вас познакомить с еще одной куклой. Посмотрите какая она необычная,удивительная и загадочная. Секрет изготовления которой оставили нам наши предки. А кто такие предки? (Наши бабушки и дедушки).
- Правильно! Когда наши дедушки и бабушки были маленькими,они делали сами вот такие куклы-мотанки и играли с ними. А почему их называют мотанками? (Ответы).Чем отличается эта кукла от современной? (Нет лица). Правильно. Поэтому их называли безликими. Повторите. (Безликие). Безликими их делали специально. Считали что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить человеку. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет защищающую и оберегающую силу. Это кукла-оберег. Её можно положить рядом с собой,когда вы ложитесь спать, или просто играете.
- А вы хотите сами сделать такую куклу (Да).
Тогда нам нужно переместиться в прошлое,в мастерскую кукол. Там вы услышите интересную историю о кукле,которую будете делать.
Вы готовы? Но для этого нам нужно произнести волшебные слова:
В ладони хлопни, улыбнись,
Тихонько на носках пройдись.P2080743
Вокруг себя ты обернись
И в старину перенесись.
- Вот мы и перенеслись в стародавние времена. Усаживайтесь поудобнее на старинные лавки и слушайте внимательно историю о кукле.
Русская народная кукла - «Колокольчик». Кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал от болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокол имеет куполообразную форму,а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки которые придают ей куполообразную форму. И у человека счастье тоже складывается из трех частей. Если телу хорошо,душе радостно, духу спокойно,то и человек вполне счастлив.
Эта кукла веселая,задорная,приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения,и пожелания добрых вестей.
- Вам понравилась история о куклах? (Да,очень).
Теперь нам пора идти в мастерскую. (Дети подходят к своим столам). В первую очередь перед началом работы каждый мастер одевает фартук. Вы тоже сейчас настоящие мастера,оденьте фартуки для работы и присаживайтесь на свои места.
- Внимательно посмотрите,что у вас на столах. У вас есть три круга из ситцевой ткани,разного диаметра: большой,средний и маленький. Ещё есть вата,ниточки — не растеряйте их,треугольник и кусочек белой ткани,прямоугольной формы. Все необходимое для изготовления куклы-мотанки.P2080752
- А теперь примемся за работу. Берем вату и катаем в плотный шарик. Возьмем самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны,образуя шар-голову и обмотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой юбки тряпичной куклы. Берем второй круг,который чуть поменьше первого. Накладываем его на поверхность головы,снова обматываем ниткой. И третий круг — самый маленький,также накладываем на поверхность головы и обматываем ниткой. Теперь возьмем белую ткань,снова накладываем её на поверхность головы и обматываем ниткой. Из этой ткани мы сделаем руки для нашей куклы. Чтобы сделать ручки подворачиваем ткань с одной и с другой стороны и закрепляем. Если ручки получаются слишком длинными,укоротим их с помощью ножниц. А теперь берем треугольник из ткани — это косынка на голову. Одеваем её,завязываем,и вот наша кукла готова.
 
- Давайте еще раз повторим последовательность изготовления куклы. (Дети повторяют каждый этап работы).
- Чтобы начать работу нам нужно размять пальчики.

P2080755

Пальчиковая гимнастика.
Виток за виточком,
Вот ниточки строчка.
Головку и ручки
Собрать надо в кучку.
И все без иголки,
Чтоб не было колко.
А косу - до пят,
Гулять торопят,
Красиво одеть и дать улететь.
Самостоятельная работа детей под звуки русско-народных мелодий.
- Ребята,как называют куклу которую вы сделали? («Колокольчик»,мотанка,оберег).
- А почему её называют мотанкой? (Ответы детей).
- А что вы будете с ней делать? (Ответы детей).
- Молодцы! Но для начала мы с вами вернемся в свою группу. Сделаем выставку своих работ. Покажем свои работы нашим гостям. Снимите фартуки,берите свои куклы и все вместе произнесем волшебные слова:
В ладони хлопни,улыбнись,
Тихонько на носках пройдись.
Вокруг себя ты обернись
И в группу «Сказка» переместись.
- Вот мы и в группе. Аккуратно поставьте на стол своих кукол. Полюбуйтесь ими и скажите,чья кукла больше всего вам понравилась. (Дети делятся своими впечатлениями).
- Вы обязательно подарите свои куклы родителям,чтобы в доме у вас всегда были добрые вести.
- Вероничка, какое пожелание ты скажешь напутствие всем куклам-мотанкам?
Лети рук творение,
Дари вдохновение.
Храни все секреты,
Порадуй советом.
Покой создавай,
Добро привлекай.
Без всяких ненастий
Дари радость счастья.
 
 P2080793  P2080790